Информационный профилактический проект
по пропаганде здорового образа жизни
«Здоровая школа»
УТВЕРЖДАЮ Директор государственного учреждения образования «Михеевская средняя школа» _________________ В.М.Кривицкий «_____» __________________ 2022г |
Отдел по образованию Дрибинского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Михеевская средняя школа»
Информационный
профилактический проект
по пропаганде здорового образа жизни
«Здоровая школа»
СОГЛАСОВАНО Главный врач учреждения здравоохранения «Дрибинский районный центр гигиены и эпидемиологии» _________________ И.М.Павлов «_____» _______________ 2022г |
СОГЛАСОВАНО Начальник отдела по образованию Дрибинского райисполкома ________________ М.Н.Панченко «____» ________________ 2022г |
СОГЛАСОВАНО Главный врач учреждения здравоохранения «Дрибинская центральная районная больница» ___________________ Н.Н.Лесяк «____» _______________ 2022г |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«Школа, пропагандирующая здоровье»
Название проекта |
Здоровый класс |
Основание для разработки |
Реализация мероприятий Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы» |
Разработчики |
Учреждение здравоохранения «Дрибинский районный центр гигиены и эпидемиологии» Государственное учреждение образования «Михеевская средняя школа» |
Цель |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся |
Задачи |
- формирование у учащихся навыков здорового образа жизни; - вовлечение обучающихся в физкультурно-оздоровительную деятельность; - повышение знаний учащихся по вопросам здоровья и здорового образа жизни, соблюдения личной гигиены; - профилактика вирусных инфекций (грипп, ОРВИ, COVID 19 и др.); - развитие системы мониторинга здоровья учащихся; - активация работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья учащихся |
Исполнители, координаторы проекта |
УЗ «Дрибинский районный центр гигиены и эпидемиологии» (координатор проекта); ГУО «Михеевская средняя школа»; УЗ «Михеевская АВОП» |
Планируемые результаты |
- улучшение показателей здоровья; - снижение заболеваемости вирусными инфекциями (грипп, ОРВИ и др.) - повышение уровня знаний учащихся по вопросам здоровья и здорового образа жизни, соблюдения личной гигиены; - правильное отношение учащихся к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности |
Срок реализации |
сентябрь 2022 года – май 2025 года |
Актуальность проекта
Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед родителями, педагогами, врачами и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в 2 раза. И эти печальные факты подтверждают, что именно за период обучения в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся. В дальнейшем состояние здоровья также имеет важное значение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности: строгое соблюдение ре жима школьных занятий, построение урока с учетом динамичности детей, обязательного выполнения гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.
У учащихся недостаточно знаний о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека и, как следствие, - низкая мотивация к ведению здорового образа жизни, что и снижает эффективность здоровьесберегающей среды школы, этим и обусловлена актуальность данного проекта. Чем раньше у ребенка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Из-за отсутствия элементарных знаний совершается множество ошибок.
Задачами построения образовательного пространства являются создание условий для полноценного формирования свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на нравственные ценности, способной к саморегуляции и самоконтролю.
Проект "Здоровая школа" предлагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорового образа жизни, посредством использования стратегий: стратегии привлекательности – здоровье – это жизненный успех, стратегии автоматизма – ЗОЖ – это привычка. Проект "Здоровая школа" предполагает повышение компетенций в области здоровьесбережения самих учащихся, учителей и родителей, и преобразованием имеющихся здоровьесберегающих условий с учетом потребностей учащихся.
Состав участников проекта:
УЗ «Дрибинский районный центр гигиены и эпидемиологии»;
УЗ «Дрибинская районная центральная больница»;
УЗ «Михеевская АВОП»;
Отдел по образованию Дрибинского райисполкома;
ГУО «Михеевская средняя школа»
Цель проекта: формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному и физическому здоровью как к важнейшей духовно-нравственной ценности; создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, обучающихся и их законных представителей к сохранению и укреплению здоровья.
Задачи:
- определить конкретные проблемы и направления по формированию здорового образа жизни у учащихся;
- создать условия для формирования у учащихся потребности в сохранении собственного здоровья;
- способствовать преодолению вредных привычек учащихся посредством занятий физической культурой и спортом;
- содействовать формированию устойчивых навыков ЗОЖ в семье, негативного отношения к вредным привычкам, умения принимать верные решения в пользу здоровья;
- создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
- отработать механизм совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Целевая аудитория и контрольная группа:
учащиеся ГУО «Михеевская средняя школа».
Реализация проекта: 2022-2025 год.
Поставленные цели и задачи будут осуществляться путем сотрудничества со специалистами учреждений здравоохранения, педагогом- психологом, учителем физической культуры и здоровья, учителями- предметниками, родителями учащихся, с внешкольными организациями путем формирования у учащихся позитивного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья и организации внеклассных мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Принципы реализации проекта:
доброжелательность и искренность, стремление к взаимопониманию, взаимной поддержке всех участников образовательного процесса;
творческое сотрудничество на различных уровнях;
индивидуальное сопровождение учащихся;
«педагогика радости», «ситуация успеха».
Основные направления деятельности проекта:
Медицинско-диагностическое - предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса и реабилитационную работу. Под гигиеническими условиями понимается соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований, проведение физкультурных минуток, соблюдение режима проветривания и оптимального температурного режима, организация питания учащихся, С-витаминизация. Профилактическая и реабилитационная работа - обязательное медицинское обследование, формирование здоровья школьников немедикаментозными средствами.
Психолого-педагогическое - предполагает прежде всего использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов организации учебной деятельности, а также предупреждение проблем развития ребенка, обеспечение адаптации на разных этапах обучения, развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового образа жизни.
Спортивно - оздоровительное - предполагает организацию спортив- ных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение учащих ся к здоровому досугу.
Просветительское - предполагает организацию деятельности по различным аспектам ЗОЖ. Особое место отводится работе с родителями, потому что прежде всего в семьях формируется правильный или неправильный образ жизни. Выпуск информационно-образовательных материалов (ИОМ), размещение информации о проекте на официальном сайте школы, информационных стендах.
Ожидаемые результаты проекта:
соответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям;
соответствие гигиенического нормирования учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;
поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей;
рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
снижение пропусков учебных занятий по болезни;
увеличение количества учащихся, вовлеченных в занятия кружков, спортивных секций, направленных на формирование здорового образа жизни.
Формы предоставления результатов:
Итоговый и промежуточные отчеты;
Фото- и видеоотчеты о проведенных мероприятиях;
Специальная страница на сайте школы.
Ресурсное обеспечение:
Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность РБ на 2021-2025 годы», утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2016г №200;
Инструкция МЗ РБ «Организация ресурсных центров сохранения здоровья в учреждениях общего среднего образования», утвержденная главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь от 21.03.16г №018-1215
Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993г № 2435-XII «О здравоохранении»;
Приказ Министерства Здравоохранения Республики Беларусь от 10.01.15г №11 «О совершенствовании работы по формированию здорового образа жизни»;
Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением МЗ РБ от 27.12.12г №206 ( с изменениями и дополнениями);
Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 28.03.2003 г. № 28 «Система работы органов государственного санитарного надзора Республики Беларусь по формированию у населения здорового образа жизни»;
План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся
«Школа, пропагандирующая здоровье»
Организация образовательного процесса |
|||
1 |
Расписание учебных, факультативных занятий, объединений по интересам. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся различных возрастных групп |
сентябрь январь |
Заместители директора по УР, ВР |
2 |
Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня |
сентябрь январь |
Заместители директора по УР, ВР |
3 |
Организация индивидуальных занятий с детьми на дому |
в течение года сентябрь |
Заместитель директора по УР |
4 |
Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы (основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура и здоровье, биология, химия, обществоведение, литература, география и др.) |
согласно учебным программам в течение года |
Педагоги учреждения образования |
5 |
Внедрение здоровьесберегающих технологий, создающих комфортные условия для образования и воспитания школьников |
постоянно |
Заместитель директора по УР, учителя-предметники |
6 |
Преподавание учебного материала с учетом возрастных особенностей учащегося и отклонений в здоровье |
постоянно |
Заместитель директора по УР, учителя-предметники |
7 |
Создание условий для проведения уроков физической культуры и здоровья |
постоянно |
Руководство учреждения образования |
8 |
Мониторинг здоровья детей |
постоянно |
Заместитель директора по ВР |
9 |
Работа по подготовке и проведению Дней здоровья, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий |
по плану работы |
Заместитель директора по ВР, учителя ФК и З |
10 |
Организация в режиме учебного дня - правильное размещение учащихся при посадке; - физкультминутки на уроках - гимнастика для глаз на каждом уроке; - режим проветривания; - динамические паузы между уроками |
ежедневно |
Классные руководители, учителя-предметники |
11 |
Просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья: - через проведение уроков по основам безопасности жизнедетельности; - проведение классных часов, бесед, круглых столов и др. - привлечение учащихся к исследовательской работе по вопросам экологии окружающей среды и здоровья; - работа лекторской группы по вопросам здорового образа жизни; -выступления агитбригады по вопросам формирования ЗОЖ «Мы – за здоровый образ жизни!»; -проведение семинаров, заседаний учебно-методического объединения классных руководителей |
по плану |
Учителя-предметники, классные руководители, педагог социальный, педагог-психолог, приглашенные по вопросам сохранения здоровья; |
Контроль за учебной нагрузкой |
|||
1 |
Рациональное распределение контрольных работ |
график |
Заместитель директора по учебной работе |
2 |
Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий |
постоянно |
Заместитель директора по учебной работе |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм к условиям обучения обучающихся охраны их здоровья |
|||
1 |
Выполнение санитарно-гигиенических норм в школе |
постоянно |
Заместитель директора по хозяйственной работе |
2 |
Создание условий на территории учреждения для проведения учебных, игровых занятий и отдыха |
постоянно |
Заместитель директора по хозяйственной работе |
3 |
Обеспечение светового и теплового режима в учреждении |
постоянно |
Заместитель директора по хозяйственной работе |
Работа социально-педагогической и психологической службы |
|||
1 |
Проведение семинаров, заседаний учебно-методического объединения классных руководителей |
по плану работы |
Педагог-психолог, заместитель директора по ВР |
2 |
Диагностическая деятельность по различным направлениям охраны психического и физического здоровья обучающихся |
в течение года |
Педагог- психолог |
3 |
Работа по формированию социально-психологического климата в классных коллективах, в педагогическом коллективе, среди родительской общественности |
постоянно |
Педагог- психолог, классные руководители |
4 |
Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков |
по запросу |
Педагог- психолог |
Организация здорового и рационального питания обучающихся |
|||
1 |
Организация питания учащихся |
согласно режиму постоянно |
ответственные за организацию питания |
2 |
Охват горячим питанием школьников |
постоянно |
классные руководители |
3 |
Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи |
ежедневно |
ответственные за организацию питания |
4 |
Размещение информации о здоровом и рациональном питании учащихся |
ежеквартально |
заместитель директора по ВР |
Организация внеурочной воспитательной работы |
|||
1 |
Организация рациональной досуговой и внеурочной деятельности во второй половине дня, в шестой школьный день |
сентябрь, январь |
заместитель директора по ВР, классные руководители |
2 |
Просветительская деятельность - классные часы, беседы; наглядная агитация, информационные акции - встречи с врачами, заинтересованными |
в течение года |
заместитель директора по ВР, классные руководители |
3 |
Проведение просветительской работы в период эпидемий |
в период эпидемий |
заместитель директора по ВР, классные руководители |
Спортивно-оздоровительная работа |
|||
1 |
Пропаганда и обучению приемам сохранения здоровья на занятиях ОБЖ и физической культуры и здоровья |
в течение года |
Учителя ФК и З, ОБЖ |
2 |
Организация внеурочных спортивных мероприятий (Дни здоровья, соревнования, походы, экскурсии) |
по плану |
Учителя ФК и З, классные руководители |
3 |
Работа объединений по интересам на базе учреждения образования |
Согласно графика |
Учителя ФК и З |