Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Для родителей

Дата: 26 сентября 2017 в 20:57, Обновлено 26 февраля 2018 в 10:59

Как научить детей делать уроки самостоятельно

Время, когда ребенок идет в школу, для многих семей является праздником только первые 20 минут первого дня первого класса, а дальше, обычно, начинается стресс – и для ребенка, и      для родителей.

Достаточно сильный стресс испытывают и родители. Ведь каждый день необходимо соответствовать огромному количеству требований, помочь подготовить все заданные ребенку проекты, сделать все уроки. И все это пять, а то и шесть дней в неделю.

Родители часто жалуются, что дети медленно делают уроки, невнимательны и рассеяны, не замечают своих ошибок и не исправляют их. Понятно, что в ситуации стресса и большого количества заданий у многих родителей даже не идет речь о том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. В такой ситуации основная цель – хоть как-то вместе сделать уроки и пойти спать, желательно до 23:00.
          Тем не менее, если начать приучать ребенка к самостоятельной работе над уроками (вырабатывать навык планирования и контроля деятельности), то в будущем эти навыки могут сослужить добрую службу и детям, и их родителям.

Для начала постарайтесь при выполнении уроков следовать  простым правилам:

     1. Записать все, что надо сделать, по пунктам, или проверить, что это уже записано (в таком случае на первых порах пусть ребенок проговорит вслух весь план, что нужно сделать). Главное – перед глазами должен быть список со всем объемом работы, которую надо выполнить. Когда ребенок не понимает, сколько сегодня необходимо сделать, он становится невнимательным и тревожным.

     2. Приступить к заданию номер 1 или к другому по выбору ребенка. Есть дети, впрочем, как и взрослые, которые сначала хотят сделать самое легкое или, наоборот, самое трудное, и не надо им в этом препятствовать.

     3. Прочитать вместе вслух задачу или упражнение (потом ребенок сможет читать без вас). Убедиться, что ребенок понял, что надо сделать (не как делать, а что, в чем суть задания – то есть, если необходимо изменить слово по падежам, то нужно убедиться, что ребенок имеет представление о том, что это такое, что они это проходили).


     4. Предложить ребенку самому сделать первое задание, а лучше оставить его одного выполнять это задание, попросив звать взрослых только в том случае, если ему понадобится помощь. Если вы переживаете за работу больше, чем ваш ребенок, то дайте ему черновик.


     5. Когда задание будет выполнено, попросить ребенка самостоятельно проверить написанное. Обычно дети исправляют ошибки, если они их нашли. Если ошибки есть, но ребенок их не видит, то проверьте задание вместе.

     6. Дать исправить ошибки самостоятельно. Еще раз попросить проверить ребенка свое задание. Исправить ошибки, если необходимо. Переписать начисто, если нужно.


    7. Отметить в плане, что задание выполнено. Это очень важный момент. В дневниках обычно нельзя писать лишнего, но можно поставить карандашом «галочку» около нужного упражнения. Ребенку важно видеть, какой объем работы выполнен и сколько еще осталось.


     8. Сделать небольшой перерыв (если нужно) и приступить к выполнению следующего задания.


         Этот план действительно является простым. Постепенно нужно давать ребенку все больше свободы в каждом пункте этого плана, переставать читать задания вслух и проверять вместе. Для этого лишь нужно, чтобы количество уроков было не чрезмерным, чтобы было время на все эти самостоятельные решения, проверки и отметки о сделанной работе. А вот этого добиться очень сложно, потому что в большинстве школ уроков задают много.

         Тем не менее, привычка и умение планировать свою работу, а потом пошагово проверять ее, исправляя ошибки, и является ключевым навыком для успеха в любой профессии, в любой деятельности, а сензитивный период для формирования этого навыка – именно учеба в начальной школе.

Не нужно надеяться только на школу, родителям, так или иначе, придется включиться в этот процесс и помочь своим детям. Удачи вам и вашим школьникам!

 

* Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

«Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе»

Основные причины неудачных ответов у доски

Если школьника вызвали к доске, и он не смог решить пример или хорошо рассказать стихотворение, то это совершенно не означает, что он не знает данного предмета или не выполнил домашнее задание. Достаточно часто причиной неудачного ответа являются страх и чрезмерное волнение. Даже если ребенок долго сидел над учебниками и мог хорошо рассказать предмет дома, они могут помешать успешному ответу на уроке.

  1. Страх. Ученик может испытывать страх перед учителем или страх получить плохую отметку. Выяснить это можно, откровенно поговорив с ребенком, спросив о его опасениях. Также боязнь преподавателя можно распознать по тому, с каким настроением школьник идет к этому учителю, как отзывается о нем и как готовится к его предмету. Опасение получить плохую оценку будет выражаться в излишней нервозности перед уроком, при его подготовке и ответе, иногда в полном отказе выходить к доске (можно выяснить у учителя).
  2. Неуверенность в себе, робость. Некоторые дети отличаются излишней застенчивостью — ситуация ответа даже перед малой аудиторией (классом) становится для них весьма мучительной. Такие школьники тихо ведут себя дома и на занятиях, предпочитают отмалчиваться и лишний раз не отвечать на вопросы учителя, никогда или крайне редко выходят к доске по собственной инициативе. При ответе перед классом они могут краснеть, заикаться, путаться в словах из-за излишней нервозности, тревожности и беспокойства. Об этом можно узнать у педагогов. Схожее поведение может наблюдаться и дома, когда родители строго спрашивают о чем-то или когда приходится говорить перед большим количеством родственников и других взрослых.
  3. Неумение хорошо говорить. Нечеткая речь и неспособность ясно излагать свои мысли также часто становится помехой для успешного ответа у доски или выступления перед аудиторией. Это затрудняет понимание окружающими того, что хочет сказать школьник, а также может способствовать формированию неуверенности в себе и страха показаться смешным. Неумение хорошо говорить распознать очень легко: ребенок путает склонения, «проглатывает» окончания слов, неправильно связывает слова между собой, часто повторяется, выражает свою мысль очень запутанно и долго, говорит слишком тихо.

Когда вы определили точную причину неудачных ответов у доски, то уже сделали огромный шаг на пути к тому, чтобы помочь ребенку справиться с этим. Далее можно переходить к упражнениям для развития уверенного поведения перед классом или другой аудиторией, которые разделяются на три группы в зависимости от причины.

Избавление от страха

Если вам удалось выяснить, что школьник боится учителя, то в этом случае можно:

  • Спросить, что именно пугает ребенка в этом преподавателе. Осмысление и озвучивание страхов уже снижает их влияние.
  • Попросить ученика найти положительные и/или смешные качества данного педагога. Это поможет в дальнейшем успешно справляться со страхом, ведь ребенок будет помнить, что учитель не всегда строгий и пугающий, что он может быть хорошим или даже смешным.
  • Помочь визуализировать, «выплеснуть» страх. Пусть школьник нарисует страшного учителя (вылепит из пластилина, вырежет фигурку из бумаги и т.д.), поругает его или выскажет свое недовольство. Также можно разыграть сценку: предложите ребенку роль строгого педагога, а себе возьмите роль ученика. Его задачей будет изобразить страшного учителя, а вашей — разыгрывать испуг. Страх, выраженный одним из этих способов, быстро потеряет свое влияние. Если это не помогло с первого раза, то повторите визуализацию.

Если причина заключается в опасении получить плохую отметку, то:

  • Не наказывайте и не критикуйте ребенка за низкую отметку. Можно мягко дать ему понять, что вы расстроены, что он может учиться лучше, но при этом ничего страшного в этом нет.
  • Объясните, какую функцию выполняют оценки. Плохая отметка говорит лишь о том, что в знаниях имеются пробелы, которые можно и нужно подтянуть. Предложите свою помощь в этом. Скажите, что эта ситуация вполне естественна и ничего страшного в ней нет.
  • Развитие уверенности в себе

    Справиться с робостью и неуверенностью в себе, в целом, и при ответе у доски, в частности, помогут следующие советы, игры и упражнения:

  • Похвала и участие. Хвалите ребенка как можно чаще, находя поводы для этого в его поведении в школе, дома, со сверстниками. Особо подчеркивайте его успехи и достижения. Старайтесь принимать активное участие в жизни ребенка, интересуйтесь его мнением, часто беседуйте, просите совета и помощи — всячески показывайте его значимость.
  • Инициатива. Старайтесь создавать такие ситуации, в которых ребенку нужно проявлять инициативу и самостоятельность. Например, отправляйте его в магазин, давая нестрогие указания или не давая их вовсе; позволяйте самостоятельно планировать собственное время, выбирать книги и темы для изучения и докладов и пр.
  • Похвали себя. Попросите школьника написать на листе бумаги все его положительные качества. После этого обсудите их все и добавьте еще несколько, подчеркнув важность и ценность каждого качества.
  • Мусорное ведро. Нарисуйте в центре листа корзину для мусора и попросите сына/дочь написать вокруг этой корзины его/ее негативные качества, которые мешают успешно жить и обучаться (например, неуверенность в себе, робость, застенчивость и др.). После этого вместе с ребенком торжественно разорвите этот листок и выбросьте. Это будет своеобразным символом начала избавления от данных качеств.
  • Тренировки и репетиции. Развить способность уверенно отвечать у доски можно с помощью регулярных тренировок. Первоначально это могут быть выступления перед зеркалом и/или перед куклами, мягкими игрушками и т.д. Затем аудиторию нужно увеличивать: ответы перед мамой/папой, обоими родителями, всеми членами семьи, друзьями и др. Постепенно ученик будет привыкать к выступлениям перед аудиторией и станет делать это более уверенно.
  • Планирование. Неуверенность в себе часто соседствует со страхом показаться смешным, если при ответе что-то выйдет из-под контроля. Справиться с этим поможет элементарное планирование: при подготовке домашнего задания помогите ребенку составить примерную структуру ответа, разберите вопросы, которые может задать учитель, попросите сына/дочь прорепетировать предполагаемое выступление у доски.
  • Упражнения на уменьшение тревожности и беспокойства. Сразу же избавиться от неуверенности в себе и робости может быть довольно сложно, а отвечать у доски школьнику может потребоваться в любой момент. Чтобы сделать это максимально эффективным, разучите совместно с ребенком различные техники, уменьшающие беспокойство. Например, глубокое дыхание, самовнушение («я отлично подготовился дома и смогу хорошо ответить») и др.
  • Упражнения для развития хорошей речи

    Если проблема выступлений у доски заключается в неумение говорить, то исправить это помогут:

  • Скороговорки. Это один из самых простых и эффективных способов развить умение говорить четко и правильно. При этом важно, чтобы ребенок произносил их не только быстро, но и четко (все слова должны проговариваться и быть правильными). Можно устроить что-то похожее на соревнование, когда родитель соревнуется с сыном/дочкой, кто сколько выучит скороговорок, кто быстрее и правильнее их скажет и пр.
  • Отработка определенных звуков. Если у школьника западают какие-то звуки («Б», «Л», «Р» и т.д.), то предложите ему игру в слова, в которых часто встречаются эти звуки. Не обязательно использовать скороговорки – подойдут любые фразы из книг, стихотворений, устойчивые выражения и пословицы, придуманные предложения и т.д. Например, отработка звука «Ч»: четыре черненьких чумазеньких чертеночка… При этом следите за четкостью произношения и поощряйте ребенка, когда у него получается хорошо произносить звуки.
<address style="text-align: center;">Благополучие в семье - залог успешности ребенка</address>

   Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

   Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

   Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. легкая ранимость этого «взрослого» ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения. Но ни в коем случае нравоучений и нотаций! Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.

   Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

   1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

   2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

   3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

   4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

   В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями

   Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

   С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.

<ins>   Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.</ins>

<ins>   Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.</ins>

<ins>   После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.</ins>

<ins>   Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:</ins>

<ins>- Принимать активное участие в жизни семьи; </ins>

<ins>- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; </ins>

<ins>- Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; </ins>

<ins>- Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; </ins>

<ins>- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; - Уважать право ребенка на собственное мнение; </ins>

<ins>- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; </ins>

<ins>- С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.</ins>

<address style="text-align: center;">Рекомендации родителям по воспитанию детей</address>

 1. Принимайте ребенка таким, как ой он есть, и всегда, и везде, при любых обстоятельствах, независимо ни от чего ребенок должен быть уверен в вашей искренней, безоговорочной любви к нему; 
 2. Поверьте в неповторимость вашего ребёнка, в то, что он уникален, не похож на других детей и не является вашей точной копией. Поэтому не стоит требовать от него реализации заданной вами жизненной программы и достижения поставленной вами цели. Дайте своему ребёнку право прожить собственную жизнь. 
 3. Помните, что в любых неприглядных поступках и свойствах характера вашего ребенка следует винить прежде всего себя — значит, где - то вышла ошибка, которую необходимо исправить. 
 4. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребёнку, дайте ему понять, что вы любите его при любых обстоятельствах. 
 5. Выбирая орудие воспитательного влияния, прибегайте большей частью к ласке и поощрению, а не к наказанию и осуждению. 
 6. Старайтесь, чтобы ваша любовь не превратилась на вседозволенность и безнадзорность. Установите чёткие границы дозволенного и позвольте ребёнку свободно действовать в этих границах. Желательно, чтобы запретов было немного - только главнейшие. Неуклонно придерживайтесь установленных вами запретов и дозволенного. 
 7. Никогда не давайте ребёнку негативных оценочных суждений его личности: «ты плохой», «ты лживый», «ты злой». Оценивать необходимо только поступок. Необходимо говорить. «Твой поступок плохой, но ты - же хороший мальчик и в дальнейшем не должен так делать».
 8. Старайтесь влиять на ребёнка просьбами, если просьбы не выполняются, убедитесь, что они соответствуют возрастным особенностям ребёнка, и только после этого можете переходить к прямым инструкциям и приказам. В случае откровенного непослушания родители могут думать про наказания.
 9. Ребёнок должен чётко понимать, за что его наказали. Ребёнок должен бояться не наказания, а того, что он может досадно огорчить вас. Наказан - прощён. Про старое забыто. Наказание не должно восприниматься ребёнком как преимущество вашей силы над его слабостью, как унижение. 
 10. Не забывайте, что путь к детскому сердцу лежит через игру. Именно в процессе игры вы можете передать необходимые навыки, знания про жизненные правила и ценности, сможете лучше узнать один одного. 
 11. Чаще говорите с ребёнком, поясняйте ему непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ему научиться высказывать свои желания, чувства и переживания. 
 12. Ежедневно интересуйтесь делами, проблемами, переживаниями ребёнка, его достижениями. 
 13. Приучайте к самообслуживанию, формируйте трудовые навыки и любовь к труду (поддерживайте инициативу и желание помогать вам).
 14. Всегда внушайте ребенку, что он сможет все, если будет верить в себя и будет постоянно над этим работать; воспитывайте уверенность в себе; 
 15. Поймите, что нет готовых рецептов в воспитании, только внимательное отношение к миру ребенка, ваша интуиция, внутренний голос дадут возможность правильно понять вашего ребенка и выработать согласованные формы поведения.

<address style="text-align: center;">Удачи вам и душевного благополучия!</address> <address style="text-align: center;"></address> <address style="text-align: center;"></address> <address style="text-align: justify;"></address> <address style="text-align: center;">

«Профессиональное самоопределение вашего ребенка»

Как грамотно оказать ребенку помощь в профессиональном самоопределении?

Ступени принятия решения

Ступень 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, реальное трудоустройство, характер и условия труда, профессиональные качества, занятость и т. д. ). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки — названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет — минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации — не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые! ) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

Ступень 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны и часто нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником! ». Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист — отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя — выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

Ступень 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком! ) собирайте информацию о рынке труда, о перспективных специальностях, профессиях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался.

Ступень 4. От слов — к делу. Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Большое значение для них имеет непосредственный опыт деятельности, а также общение со специалистами той профессии, к которой ребенок склоняется. Нужно дать ребенку реальную возможность участвовать в различных видах деятельности, мотивируя на успех. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Если ваш ребенок «придумал» себе профессию и среди ваших знакомых имеются представители именно этой профессии, стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

Ступень 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту — умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу — физическую подготовку и организаторские способности и т. д. Тестирование поможет «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет.

Ступень 6. В институт — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на день открытых дверей в учебное заведение, и желательно не в одно. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет учиться. Цель такой экскурсии — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».

Ступень 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать инженером? » А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

Рекомендации родителям по профориентации

1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

2. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения, личностных качеств своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности, ситуации на рынке труда и реальной возможности трудоустройства после обучения.

3. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

4. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

5. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

6. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.

7. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

8. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

9. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

10. Полезно предложить ребенку поработать на каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

11. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

12. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

13. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

14. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

«Алкогольная зависимость и ее последствия»

Алкоголизм родителей является одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие детей связано, прежде всего, с нарушениями взаимоотношений между ними. Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. Особенно тяжелая психологическая обстановка возникает в семье, где алкоголизмом больна мать.

Исследование личности людей, склонных к употреблению алкоголя, обнаружило их слабоволие и безответственность, неумение и нежелание преодолевать трудности, стремление к получению удовольствия легким путем. Такие люди часто отрицают «всё и вся». В отношениях с людьми они обычно не способны учитывать точку зрения собеседника, сочувствовать и сопереживать другим людям, и поэтому им, как правило, трудно поддерживать стабильные нормальные взаимоотношения с окружающими. Именно злоупотребление алкоголем становится первопричиной неблагополучия многих семей.

Главный диагностический признак алкоголизма (хронического алкоголизма) – непреодолимое психологическое влечение к алкоголю.

Стадии потребления алкоголя:

начало употребления – «проба пера» – чаще всего приходится на подростковый, реже детский возраст.

экспериментальное употребление – приходится на подростковый и юношеский возраст, когда подросток экспериментирует с различными алкогольными напитками с целью достижения наиболее приятного эффекта

социальное потребление – употребление происходит в определенных группах и по определенным, принятым в данной культуре, социальным поводам.

привычное употребление – шаг по направлению к зависимости. Нарушается работа внутренних органов, а также появляются различные отклонения со стороны нервной системы: снижается умственная работоспособность, ухудшается память и внимание, расстраивается сон, возникают головные боли и раздражительность.

чрезмерное потребление (злоупотребление) – появляется похмельный синдром, проявляющийся в болезненном, тягостном состоянии организма в связи с недостатком привычного для него алкоголя, который уже включен в общий обменный процесс. Часто наблюдается немотивированное повышение настроения, сочетающееся с раздражительностью и гневливостью. Нередко возникают алкогольные психозы.

зависимость от алкоголя (хронический алкоголизм) – влечение к алкоголю принимает неодолимый характер. Усиливаются и становятся стойкими все ранее возникшие психические нарушения. Кроме того, начинает проявляться интеллектуальная и усиливаться личностная деградация, утрачиваются этические нормы. Более частыми становятся алкогольные психозы. Человек не способен видеть связь между своими многочисленными проблемами и приемом алкоголя.

Последствия постоянного влияния алкоголя на нервно-психологическое развитие детей поистине ужасающе. С психологической точки зрения у детей формируются психопатические состояния, асоциальные формы поведения. Вероятность, что такой ребенок в будущем станет преступником или психически больным человеком намного выше, чем у других детей. Вот к чему ведет алкоголизм родителей, отчего страдают не только они, но и их дети и внуки. Не стоит забывать также о том, что алкоголизм передается по наследству и вероятность того, что склонность к употреблению алкоголя у детей будет намного выше – несомненна. Что же представляет собой само понятие алкоголизма? Это болезненное пристрастие к алкоголю, которое влечет за собой негативные последствия, как для самого индивида, так и для окружающих его людей. Алкоголизм признан семейной болезнью, поскольку от него страдает не только сам алкоголик, но и другие члены семьи, иногда даже больше, чем он сам. В любом случае алкоголизм не проходит ни для кого безнаказанно. Влияние алкоголя на ребенка имеет некоторые формы, он может вредить биологически, в том случае если родители принимали алкоголь до рождения ребенка. Так же несомненный вред ребенку наносится психологический, нанося ему психотические и моральные травмы, приводя его к стрессам и невротическим срывам.Наверное, многим кажутся далекими такие последствия, да и сами они не считают себя алкоголиками. Это не так, даже самый «последний алкоголик», как мы их называем, не признает себя им. Нет даже такого понятия, как злоупотребление алкоголем, потому что если вы имеете в виду «злое употребление», то есть то, что несет за собой негативные последствия, то в случае употребление алкоголя мы не сможем найти другое значение, которое значило бы «доброе употребление». Алкоголь наносит вред в любых его количествах, и нет такого понятия как норма его употребления, есть социальный стереотип, что по праздникам употреблять алкоголь можно, и можно даже напиваться. Употребляя алкоголь даже в самых малых количествах, вы уже наносите вред своему ребенку. Если один из членов семьи страдает алкоголизмом, обстановка в семье становится просто невозможной, ведь алкоголизм меняет и самого человека, делает скверным его характер. Возникают постоянные ссоры, конфликты, скандалы, грубость и насилие со стороны родителей. Это приведет не только к психологическому, но и к физическому недоразвитию детей. Ребенок не может нормально развиваться и действовать, любить и познавать себя в окружении, где оба или один из родителей страдают алкоголизмом и так меняются под его воздействием.

Есть случаи, что у людей, страдающих ранней стадией алкоголизма, появляются «вполне нормальные дети». Поэтому другие алкоголики, несомненно, верят в свою удачу и в то, что у них, конечно, родятся нормальные дети, и, конечно же, алкоголизм на них никак не влияет. «Почему бы мне не пить, если я знаю, что у таких же моих знакомых или друзей рождаются вполне нормальные дети, ничего такого устрашающего с ними не случится»,- думают другие. Но это совсем не доказательство безвредности алкоголизма, нужно также учитывать то, что он проявляется в совокупности с другими факторами. Кроме того, у этих «нормальных детей»во время взросления рано или поздно проявятся нарушения и довольно серьезные проблемы в эмоционально-волевой и личностной сферах.

Алкоголизм родителей ведет также к соматическим проблемам, разным патологиям. В нашей стране статистика доказывает, что дети с каждым поколением рождаются все более и более неспособными к труду, умственной работе, учебе, они хуже мыслят, чем предыдущее их поколение, да и аномалии и случаи патологий возникают намного чаще. И все это объясняется тем, что алкоголь с каждым поколением становится все более популярным, а его употребление – нормой. Мы утопаем в море социальных стереотипов на счет алкоголя, и сами убиваем не только свою жизнь, но и здоровье наших будущих детей. За постоянным весельем и шутками скрываются черное будущее наших поколений, деградация человека. Народ убивает изнутри себя и своих детей, и самое страшное здесь – это их эгоизм и психологически-социальная недоразвитость. Из этого и имеем, что 40-60 процентов детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Дети плохо оценивают ситуацию, неспособны к качественному ее анализу. Эмоции поверхностные, действия социально неадаптированные. Подобные аномалии могут объясняться также медленным развитием центральной нервной системы. Если говорить о эмотивно-психологических последствиях – дети алкоголиков очень впечатлительны, долго держат в себе обиду, склонны накапливать негативные чувства.

Нервно-психологическое развитие и здоровье ребенка напрямую зависят от того, есть ли у него в семье человек, злоупотребляющий спиртными напитками. Употребляя алкоголь, задумайтесь не только о себе, но и о своих будущих детях.

О зависимостях...

Подростковое курение: причины и профилактика

Почему подростки начинают курить? Обычно знакомство детей с употреблением табака происходит в раннем детстве при наблюдении за поведением старших, особенно в семье. У некоторых детей первые попытки закурить происходят еще в младшем школьном возрасте, и вызваны они, как правило, «обычным» любопытством  (в этом возрасте велика познавательная активность). Чаще всего, получив достаточно негативный опыт (головокружение, кашель, тошнота), ребенок в течение долгого времени не возобновляет таких попыток.

Риск начала курения вновь появляется в подростковом возрасте. Подростки пробуют курить не только из любопытства, но и из желания подражать значимым взрослым или сверстникам, из желания быть принятым в компанию. И если курению приписываются такие «функции» как облегчение общения, взрослость, «крутизна», то подросток, преодолевая неприятные ощущения от первых проб и страх наказания, может начать курить, и курение будет удовлетворять важные для него потребности.

Существуют разные подходы к профилактике курения. Один из самых распространенных – это информирование о вреде курения. Информация, поданная к месту и ко времени авторитетным человеком, действительно может повлиять на решение подростка. На многих ребят сильное впечатление производят, например,  картинки с изображением «легких курильщика». Важен и пример взрослых: по мнению специалистов-психологов, противоречие между отрицательным отношением к курению и любовью к курящим папе или маме, решается, в конце концов, в пользу подражания родителям.

Важной составляющей профилактики курения будет являться предупреждение тех причин, которые могут к нему привести: неумение переживать стресс, справляться с неприятностями, чувствовать себя уверенно в общении – это очень актуально в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте желательно обучать  детей умению отстаивать свое мнение, противостоять давлению окружающих, отказываться от рискованных предложений, не боясь потерять авторитет.

Как бросить курить тем, кто уже попал в зависимость? Большинство людей, решивших бросить курить, при желании могут сделать это самостоятельно. В то же время врачи и психологи пользуются разными способами, помогающими облегчить процесс отвыкания от курения. Это и психотерапевтические воздействия - внушение отвращения к курению в легком гипнотическом (трансовом) состоянии, и иглоукалывание, и использование электронных сигарет, и медикаментозная помощь, и различные психологические приемы, ослабляющие влечение к табаку.

Подростки, алкоголь и наркотики

Каковы основные причины, по которым подростки начинают употребление алкоголя или наркотиков? Сами по себе особенности подросткового возраста могут подтолкнуть к экспериментированию с различными психоактивными (т.е. изменяющими сознание) веществами. К таким особенностям относятся любопытство, жажда новых ощущений, склонность к риску, чувство протеста против правил и ограничений, повышенная потребность в общении, желание получить признание в компании сверстников, стремление к взрослости (точнее, к копированию внешних атрибутов взрослости). Именно «благодаря» таким особенностям и происходят первые пробы.

Другие причины связаны с индивидуальными особенностями подростков: неблагоприятными считаются пониженная стрессоустойчивость, неумение справляться с неприятностями, склонность к депрессиям,  повышенная тревожность. Фактором риска является и присущее некоторым подросткам выраженное стремление к получению удовольствий при низком самоконтроле, отсутствие умения доставлять себе удовольствие путем деятельности, требующей усилий, творчества. Такие особенности личности, особенно в сочетании с  семейным неблагополучием и неблагоприятной наследственностью, увеличивают риск не только первых проб алкоголя или наркотиков, но и  риск  последующего злоупотребления.

Под семейным неблагополучием мы, в первую очередь, понимаем алкоголизм родителей, особенно матери. Недостаток тепла и доброго эмоционального отношения в семье также может заставить подростка искать «утешения» в компании сверстников. Результатом авторитарного воспитания обычно становятся либо зависимость и  пассивность ребенка, либо подростковый бунт, сопровождающийся разными нарушениями поведения.  Кроме того, сами по себе алкоголь и наркотики могут создавать у таких подростков иллюзию душевного комфорта.

Какие существуют методы профилактики подросткового алкоголизма и наркомании? Это в первую очередь развитие тех черт характера, которые делают употребление ненужным и бессмысленным. Если человек в состоянии получать от жизни удовольствие, умеет уверенно общаться, справляться с неприятностями, решать проблемы, если он ставит себе определенные цели и активен в их достижении, то и потребности в алкоголе  или наркотике у него не возникает.  Конечно, может случиться так, что подросток попробует алкоголь или даже наркотик, но вероятность дальнейшего употребления значительно уменьшается.

Пример и установки родителей относительно употребления различных веществ также очень важны. Например,  в семье может считаться, что алкоголь – незаменимое средство в праздник, от усталости, для аппетита, при простуде, в горе и в радости. Такие же представления складываются и у детей, причем задолго до первой пробы;  подрастая,  дети начинают им следовать. Не рекомендуется  провоцировать ребенка на первую пробу, предлагая спиртное за праздничным столом. Многие родители надеются таким образом контролировать количество выпитого алкоголя и поведение ребенка. Однако сами дети часто воспринимают такое знакомство с алкоголем как снятие запрета; у них пропадает «страх перед первой рюмкой», и расчет родителей на регламентированное семейное употребление не всегда оправдывается.

Бывает так, что в семье кто-то из взрослых болен алкоголизмом или наркоманией. Дети из таких семей традиционно относятся к «группе риска» в силу отягощенной наследственности и проживания в неблагоприятных условиях.

</address>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.