Международный опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть обучающихся выбывает, потому что система не готова к удовлетворению их индивидуальных потребностей в обучении. Идея расширения образовательного пространства, включения в него всех детей, вне зависимости от их способностей, возможностей, культурного и социального положения, становится все актуальнее. Система образования стремится создать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех обучающихся.
Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все обучающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними; как механизм обеспечения равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями.
При инклюзивном образовании образовательный процесс организуется таким образом, что все обучающиеся, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.) и способностей, включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку.
Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства, что отражено в нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.
В числе 124 стран мира Республика Беларусь в 2016 году ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Статья 24 данной Конвенции обязывает государства-участников обеспечить «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Основополагающими понятиями инклюзивного образования являются: включение, уважение, равенство, доступность. «Включающее образование» основано на идее, суть которой заключается в том, что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию. Статьи Конвенции указывают на необходимость разумного приспособления среды к особенностям психофизического развития ребенка и индивидуализированную коррекционно-педагогическую поддержку. Основными направлениями в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития являются: обеспечение доступности образования с учетом состояния здоровья обучающихся, их познавательных возможностей; создание специальных условий для получения образования и оказание им коррекционно-педагогической помощи (Кодекс об образовании Республики Беларусь, 2011 г., статья 2).
Вводя в образовательном учреждении инклюзивное образование, стоит задуматься – готовы ли педагоги, обучающиеся и их родители принять в классе ребенка с особенностями психофизического развития? Поэтому наравне с решением материально-технических и прочих проблем стоит отдельно уделить внимание проблеме формирования инклюзивной культуры в образовательном учреждении.
Под формированием инклюзивной культуры нужно понимать построение такого школьного сообщества, в котором каждый чувствует, что ему в школе рады, относятся доброжелательно. Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Коллектив школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех аспектах школьной жизни.
Различия между учащимися – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между учащимися поддерживается. Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия всех учащихся как учащихся с особенностями психофизического развития, так и их здоровых сверстников. Учащиеся с особенностями психофизического развития принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.
Для этого, прежде всего, необходимо принятие всеми участниками образовательного процесса основных принципов инклюзии:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждается в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижения прогресса, скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Для решения задачи по формированию инклюзивной культуры необходимо выполнение технологической цепочки: приобретение знаний по инклюзивной культуре – формирование ценностного отношения – получение опыта совместной деятельности - положительное отношение к существующей действительности. Причем эта цепочка должна быть «прожита» как учащимися с особенностями психофизического развития, так и их здоровыми сверстниками.
Приобретение опыта совместной деятельности – мощное социальное средство обучения учащихся. Совместная работа помогает всем учащимся поменяться внутренне и даже внешне. Происходит развитие таких важных навыков как: социальная компетентность, обретение социального опыта взаимодействия со сверстниками, навыки решения проблем, независимость, самоконтроль.
Очень многое в принятии детей с особенностями психофизического развития зависит от позиции классных руководителей, учителей. Педагоги должны быть готовы принять ребенка с особенностями психофизического развития вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Педагог, работающий с детьми с особенностями психофизического развития, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом.
При работе по формированию инклюзивной культуры могут возникнуть и такие трудности как:
- учащиеся с особенностями психофизического развития привыкают к вниманию, следовательно, они могут начать злоупотреблять своим «особым» статусом, допускать снижения требований к себе;
- многие законные представители могут оказаться с высоким уровнем притязаний – требовать для своего ребенка с особенностями психофизического развития лучших учителей, учителей- дефектологов и других специалистов;
- законные представители учащихся с особенностями психофизического развития очень ранимы, многие не хотят говорить о своих проблемах и трудностях. Большинство родителей сами страдают тяжелыми психическими и соматическими расстройствами. Со многими из них будет сложно построить хорошие доверительные отношения, как представителям администрации школы, так и педагогам школы, классному руководителю, педагогу-психологу, педагогу социальному.
Стоит помнить, что инклюзия – это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с особенностями психофизического развития, а следующая ступень развития школы, когда образование становится реальным правом для всех.
Канадский педагог Жан Ванье, основатель международной гуманитарной организации «Ковчег», которая оказывает помощь людям с проблемами умственного развития, говорил: «Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему - то научить».