Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Для учителей

Дата: 26 сентября 2017 в 21:20, Обновлено 5 февраля 2018 в 19:40
<address style="text-align: center;">Адаптация учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов.
Рекомендации психолога
</address> <address style="text-align: center;"></address> <address>
Особенности адаптации детей к школе
Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 кл.) и переход из средней в старшую (10 кл.).
На что нужно обратить  внимание учителям первоклассников в этот период?
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, уровня сложности образовательной программы и степени подготовленности ребенка к школьной жизни.
Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Нередко родители ругают ребенка за то, что он больше времени уделяет общению с одноклассниками, чем учебе, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа "жадины" или "всезнайки", как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.
Рекомендации психолога классным руководителям по осуществлению благоприятной адаптации обучающихся 1-х классов к учебному процессу:
1. Обратить внимание учителям на полученные результаты и при составлении поурочных планов увеличивать количество заданий и игр  развивающего характера по выявленным проблемам.
2. Испоьзовать индивидуальные карты психологического обследования для составления плана индивидуальной работы  с учениками.
3. Использовать методы и приемы,  развивающие познавательные процессы детей, повышающие мотивацию к учебному процессу.
4. Развивать кругозор обучающихся не только через систему уроков, но и через     систему воспитательных мероприятий.
5. Рекомендовать родителям проведение специальных упражнений дома и проведение профилактического лечения при наличии хронических заболеваний, особенно нервной и сердечно-сосудистой систем.
6. Применять методики развивающие произвольность психических функций и гармонизирующие эмоционально - волевую сферу, поведенческие реакции: снижение уровня тревожности, гиперактивности, утомляемости.
7. Способствовать созданию доброжелательной, благоприятной атмосфере в классе, формируя позитивное отношение к учению.
8. Использовать «ситуацию успеха» в учебной деятельности  каждого ученика.
9. Развивать дисциплинированность, терпение к недостаткам других людей.
10. Родителей, чьи дети имеют высокие показатели дезадаптации по результатам тестирования направить на консультацию к школьному психологу.
В чем особенность адаптации пятиклассников?
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Задача родителей на данном этапе - познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.
1. Проблема адаптации к новой школьной ситуации проявляются, по крайней мере, в трех сферах: адаптация к новому пространству, адаптация к учителям и новому учению, адаптация к классному воспитателю.
Новое пространство. Другой блок школы, переходы из класса в класс, разные парты и т.п. являются полем возможных проблем пятиклассников. Общая регулирующая идея – ориентация ребят в новом пространстве, например, в форме «Первосентябрьского путешествия». Есть особенные ребята, для которых эта проблема острее, - им не комфортно за новой партой, они запутываются в кабинетах, они ригидны: сила привычки, привычность – одна из главных их особенностей. Такие ребята, конечно нуждаются в особой поддержке в первое время. Причем эта поддержка должна носить характер не столько заруковождения, сколько демонстрации теплой заинтересованности: «Ну, как тебе? Привыкла? Запомнила? Нашла место для сумки?»
Вторая сфера адаптации – учителя и учебные предметы. Любопытство и тревога – два главных состояния пятиклассника в отношении новых учителей. Тревога чаще всего следствие неопределенности. Уменьшить эту неопределенность главная задача классного воспитателя. Для этого можно предложить такую  идею – предварительное знакомство (очное в форме классного часа или заочное – в форме рассказа классного воспитателя об учителях); важно, чтобы это знакомство открывало ребятам новых учителей не только как предметников, а с их человеческими интересами и позитивными особенностями.
Установление отношений класса с классным руководителем имеет две пересекающиеся линии – это создание благоприятных возможностей классу узнать побольше о своем классном наставнике и проявление воспитателя как организатора и участника совместной интересной деятельности. Возможные узнавания воспитателя – интервью с ребятами, ответы воспитателя в общей анкете, рассказ воспитателя о себе на «круге знакомств» и пр.
2. Проблема отношений в классе.
Основная проблема отношений в пятом классе – переход от норм отношений , задаваемых учителем (особенно, если учитель начальной школы специально, целенаправленно этим занимался) к нормам, рожденным в детском, подростковом сообществе. Пятый класс – очень благоприятная почва для развития дружеских отношений , если классный руководитель работает двумя способами – через свой авторитет и через организацию совместной деятельности и общения.
Пути такой работы
  • Выработка групповых, классных норм общения, поведения, отношений. Например, в форме выработки классных заповедей, правил, законов, девизов на год. Важно, чтобы эти заповеди объединялись, символизировались каким-то другим, привлекательным лозунгом-образом: «Наш дружный экипаж», «Наша замечательная команда» и т.п.
  • Разнообразие форм и содержания совместной деятельности позволяет менять ребятам роли, позиции, «должности». Закрепление отношений совместными делами, организация отношений через создание взаимодействий в деятельности. Помнить: в пятом классе путь от совместной деятельности к отношениям – самый короткий.
  • Поощрение, поддержка идеи дружбы, как общей ценности. Дружность, дружественность использовать как критерий в оценке совместных дел (были ли мы дружны?), как фокус в обсуждении острых ситуаций (как в этом случае поступают дружные люди?), как форму представленности коллектива для других (покажем, что мы дружные ребята!).
         3. Проблема лидерства.
Скрепляющими узлами отношений в классе являются лидеры, лидерство. Какие пятиклассники имеют больше шансов стать классными или групповыми лидерами? Те, кто ведут себя справедливо в отношении одноклассников, те, кто заняты взрослой деятельностью (напр. танцы, борьба), те, кто имеет явные достижения  в ценимых деятельностях (спорт, может быть и учение), те, кто ближе к источникам взрослой информации, важной для пятиклассников (читает молодежные журналы, интернет), те, кто имеет близких друзей старшего возраста; те, кто физически сильнее (для мальчиков), модно одевается (для девочек), ярче выражает свое отношение к конкурирующей группе (например, девочки, энергично демонстрирующие неприятие мальчиков). У разных лидеров, в разных классах ведущим может быть то или иное основание для лидерства. Фактически все эти основания могут быть и положительными, и отрицательными с точки зрения педагогического взгляда.
Можно говорить о трех политиках в работе воспитателя. С «положительными» лидерами дружить и приближать к себе. С «отрицательными» - поддерживать отношения и пытаться сменить отрицательный знак на положительный (например, в лидере по силе подчеркивать возможность защиты слабых). Но самая перспективная линия по лидерству – увеличивать их количество! Воспитательный идеал – не один сильный положительный лидер в классе, а много разных лидеров.
Путь создания множества лидеров – прежде всего разнообразие деятельности, дел, позволяющих проявиться разным ребятам (в том числе дела, специально выстроенные под возможного кандидата в лидеры).
4. Проблема культуры поведения.
В пятом классе происходят  разрушения (иногда стремительные) навыков школьного поведения, привитых начальной школой. И это закономерно. На смену поведению, идущему от требований учителя, вступает двухслойное поведение – идущее как от школьных требований, так и от групповых подростковых норм. Но это последнее, как правило, в пятом классе только зарождается. В поведении пятиклассников происходят два процесса: выбор групповых норм, на которые пятиклассник ориентируется (это процесс привычный) и становление своего, «непохожего», индивидуального  стиля поведения.
Работа педагога с групповым поведением может иметь такие линии:
  • Выбор общих норм, правил поведения (см. «отношения в классе»);
  • Групповое, коллективное обсуждение (но не осуждение!) острых поведенческих ситуаций;
  • Цикл занятий, классных часов игрового характера по навыкам публичного поведения.
       5. С самооценкой в младшем подростковом  возрасте происходят проблемные события.
Главный источник самооценки в начальной школе – мнение, оценки учителя. Этот источник в пятом классе сохраняется, но теперь учителей много, и их оценки могут быть чуть ли не противоположные. Но начинает серьезно действовать и второй источник самооценки – мнения, суждения сверстников, как школьных, так и во дворе. Причем, значимыми чаще всего являются не мнения сверстников вообще, а ребят своего пола.
Следствие всего этого:
  -рост числа неадекватных (заниженных, завышенных) самооценок;
  -рост числа противоречивых (в чем-то высоких, в чем-то низких) самооценок.
Работа с самооценкой – это тонкая педагогическая работа. В основе ее – обратная связь, информация об учениках, проявлениях подростка со стороны авторитетных взрослых и значимых сверстников. В работе классного руководителя возможны такие способы влияния на самооценку:
  • индивидуальные разговоры, обсуждения со школьником его достижений, отношений (помогает, только если взрослый авторитетен для подростка);
  • групповая работа, но не в лоб, с этим школьником, а как занятия, близкие к психологическому тренингу, в котором ребята узнают о себе, оценивают себя через специальные психологические упражнения, задания;
  • создание ситуаций публичного успеха, достижений.
      6. Проблема нового класса
В первые недели (месяцы – уже опоздание!) в новом классе необходимо решить две взаимосвязанные задачи – взаимоузнавания и первоначального сплочения. Взаимоузнавание должно носить подчеркнуто позитивный эмоциональный характер. Возможные формы: «Круг знакомства», интересная анкета с публично поданными результатами, классная  стенгазета «Здравствуйте!»… очень важно, чтобы в этот процесс взаимоузнавания руководитель был включен не только в своей педагогической ипостаси, но и в человеческой.
Направление и результат первоначального сплочения класса – складывание «чувства МЫ». Пути: первоначальный опыт совместной, обязательно интересной, удавшейся деятельности и символизация «МЫ» (эмблемы, значки, правила и т.п.). Фиксацией окончания  этого этапа может быть дружный праздник рождения класса в октябре (не позже!) с соответствующими поздравлениями от администрации, параллельных классов, родителей и т.п.
Рекомендации для учителей по успешной адаптации учащихся десятых классов
В ваших силах помочь взрослым детям – учащимся 10 класса легко адаптироваться к последнему этапу обучения в общеобразовательной школе
  1. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы взрослые увидели, насколько важна для старшего подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.
  2. В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому Вы должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником.
  3. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным. В ваших силах помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся.
  4. Необходимо вместе с учащимися проанализировать их ошибки, сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнить, каким условиям должны отвечать письменные и устные работы, рефераты, доклады. При необходимости провести индивидуальные консультации.
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема - ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Безусловно, школьникам необходима передышка. Однако есть большая опасность, что основательно «расслабившись» ребенок может потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Юношам и девушкам необходимо объяснить, приводя разумные и аргументированные требования, что учеба в 10 классе - начало действий при построении их профессионального будущего.
</address> <address style="text-align: center;">Эмоциональное выгорание и поддержка психического здоровья педагогов
 </address>

 Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
 Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

<address style="text-align: center;"> Стадии профессионального выгорания</address>

 Первая  стадия:

  • приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний; 
  • исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая  стадия:

  • возникают недоразумения с коллегами;
  • появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья  стадия:

  • притупляются  представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;
  • безразличие ко всему. 
<address style="text-align: center;">
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания</address>

    Во-первых: 

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. 

    Во-вторых: 

  • опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
  • высокая мобильность;
  • открытость;
  • общительность;
  • самостоятельность;
  • стремление опираться на собственные силы. 

    В-третьих: 

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

«Профориентационная работа с учащимися»

Профессиональная ориентация учащихся является одной из основных обязанностей классного руководителя.

Целью профориентационной работы на данном образовательном этапе является формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии, а также развитие профессионального самосознания учащихся.

Задачами профориентационной работы с учащимися средних классов являются: формирование информационной основы выбора профессии, формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах, воспитание готовности к трудовой деятельности.

Основные формы и методы работы классного руководителя по профориентации в средних классах

Профпросвещение и профессиографические встречи. Основной функцией профпросвещения и профессиографических встреч является ознакомление учащихся со сферами трудовой деятельности и предприятиями города (региона).

Письменное рассуждение на тему «Кем быть?», в котором предлагается ответить на следующие вопросы:

Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?

Почему тебе нравится именно эта профессия?

Что делают люди этой профессии?

Какие качества нужны человеку, чтобы хорошо работать по этой профессии?

Есть ли у тебя такие качества?

Анализ этих работ позволит классному руководителю познать внутренний мир ребёнка посредством выяснения личностных мотивов выбора профессии и знаний о многообразии профессионального труда.

Проведение профориентационных игр, викторин, турниров, кинолекториев и т.д. Одним из возможных вариантов проведения профориентационной работы по реализации этого мероприятия может стать творческая игра «Экспедиция в мир профессий». Она позволяет все профориентационные занятия объединить в единый процесс, подчиненный одной логике и общей цели. Профориентационные занятия по изучению профессий усиливают не только познавательную, но и общественную активность школьников. Кроме того, проведение такой игры позволяет реализовать такие методы профориентационных воздействий, как изучение состояния производственной инфраструктуры региона и формирование познавательных интересов.

Изучение интересов, склонностей и способностей учащихся. Классный руководитель может использовать такие приёмы: изучение личных дел учащихся, проведение индивидуальной беседы с учениками, анкетирование и т.д. Несмотря на то, что интересы у детей в этом возрасте неустойчивы, нестабильны и динамичны, надо помнить, что интересы отражают общую направленность личности, охватывает все психические процессы и активизирует деятельность, в которой обнаруживаются способности подростка. Поэтому участие школьников в различных видах деятельности поможет выявить, развить и совершенствовать природные задатки, на основе которых при создании необходимых и достаточных условий развиваются способности детей.

Ведение профориентационной карты учащегося совместно с педагогом-психологом школы. Данная карта позволит систематизировать и контролировать процесс профессионального самоопределения каждого учащегося; выявить учащихся, нуждающихся в профконсультации психолога и следить за результативностью профориентационной работы. Ведение профкарты позволит классному руководителю прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности.

Рекомендации по сохранению психологического здоровья педагогов

Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит са­мому работнику. Соблюдая перечисленные ниже реко­мендации по профилактике стресса, Вы не только сможете предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

  1. Определите краткосрочные и долгосрочные це­ли. Достижение краткосрочных целей не только обес­печивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повы­шает долгосрочную мотивацию.

  2. Используйте «тайм-ауты».

Для обеспечения психического и физического благополучия очень важен отдых от работы. Иногда необходимо найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

  1. Овладевайте умениями и навыками саморегуляции.

 Овладение такими психологическими умениями и навыками как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.

  1. Занимайтесь профессиональным развитием и самосовершенство­ванием.

 Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессио­нальной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного кол­лектива. Для этого существуют различные курсы повы­шения квалификации, всевозможные профессиональ­ные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других сис­темах, где можно поговорить, в том числе и на отвле­ченные темы.

  1. Избегайте ненужной конкуренции.В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конку­ренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излиш­не агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.

  2. Стремитесь эмоционально общаться.

Когда педагог анали­зирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому реко­мендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситу­ациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник де­лится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти разумное решение возникшей проблемы.

  1. Поддерживайте хорошую спортивную форму.

Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь, Хро­нический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную фор­му с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спирт­ными напитками, табаком, уменьшение или чрезмер­ное повышение массы тела усугубляют проявление син­дрома эмоционального выгорания.

Как помочь ученику выбрать профессиональный путь

Выбор будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, полон волнений, сомнений, переживаний,  как для  ребенка, так и для родителей. Задача педагога - грамотно помочь ученику и родителям в этом непростом деле.

        Профессиональное самоопределение как основная задача возраста возникает перед учениками в юности: ведущей направленностью личности становится ее устремленность в будущее, выбор жизненного пути. На данном этапе юноша должен уметь осуществлять выбор (выбирать), разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

        Однако большинство учащихся в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения. Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не проявляют выраженного интереса к определённому роду деятельности, так как ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна.Вторые, напротив,  очень активны и в учебе, и других видах деятельности: у них все получается, они талантливы во всем и тоже не могут определить, что нравится больше.

        Готовность к выбору профессии формируется педагогами с первых шагов обучения в школе. В начальной школе детей знакомят с миром профессий, набором профессионально важных для конкретной работы качеств. В подростковом возрасте педагогами организуется помощь в активном самоизучении, дальнейшем знакомстве с миром профессий, «примерке» конкретной профессии на себя, изучении рынка труда. В старшем подростковом возрасте и юности чаще обсуждаются вопросы о путях получения профессии, ошибках при выборе профессии. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать педагогическую поддержку и сопричастность с вашей стороны, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.

        В следующей встрече мы подскажем, как помочь учащимся не наделать ошибок в выборе профессии.

Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям

        Готовность старшеклассников к выбору профессии состоит из следующих компонентов:

- мотивационно-целевой компонент (устойчивый интерес к конкретной профессии),

- эмоционально-волевой компонент (самостоятельность, дисциплинированность, активность и эмоциональная устойчивость в выбранной сфере деятельности),

- когнитивный компонент (определяет наличие знаний о профессиях, специфике профессиональной деятельности),

- деятельностно-практический компонент (характеризуется умелым и грамотным применением знаний при выполнении элементарных профессиональных действий на практике),

 - рефлексивно-результативный компонент (твердой личной убежденности в правильности выбора и дальнейшего пути получения профессии).

        В формировании готовности учащихся к выбору профессии учитель реализует следующие условия:

  • ознакомление учащихся с различными профессиями, особенно с упором на профессии, востребованные в современном обществе и в данном регионе (привлечение к этой деятельности родителей, изучение профессий родителей, профессионального пути известных в своей области людей);
  • оказание помощи учащимся в осознании личностных склонностей, способностей и возможностей их реализации в различных профессиях (в том числе через профориентационные игры);
  • активизация целенаправленной самостоятельной деятельности учащихся, развитие интересов, склонностей и возможностей (в кружках и секциях, во внеурочной деятельности);
  • тесная взаимосвязь в вопросах профориентации школы с учебными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, а также ведущими научными организациями и производственными предприятиями региона (экскурсии, посещение «Дней открытых дверей»);

С целью профилактики ошибок выбора профессии учитель:

  1. Формирует у ученика потребность постоянно развиваться, осваивать новые виды деятельности. Это связано с изменчивостью современного мира профессий.
  2. В мотивах выбора профессий учит отдавать предпочтение учёту своих интересов,  способностей. Так как желания, потребности, возможности  изменчивы, основой при выборе профессии являются профессионально важные качества человека.
  3. Изучая профессиональный путь кумира, развивая у учащихся рефлексию, учит видеть черты сходства и различия при сравнении себя с другими. Таким образом, учащийся при выборе профессии учится видеть, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не внешность,  образ жизни человека, который занимается данным видом деятельности.
  4. При знакомстве с профессией обращает внимание на её плюсы и минусы, исключая таким образом, увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
  5. При изучении школьных предметов разъясняет, какие реальные  занятия и профессии за этим предметом стоят.
  6. В урочной и внеурочной деятельности формирует потребность в самоизучении, саморазвитии.
  7. Помогает учащимся разбираться в огромном море информации о профессиях, современном рынке труда, в изучении своих интересов и склонностей.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.